Калининградский янтарный форум как трансляция смысла территории

У некоторых регионов есть народный бренд, четко закрепленная в умах ассоциация. Например, «Калининград - столица янтаря». Как подать эту идею по-новому через мероприятие, которое бы развивало регион по многим направлениям в привязке к бренду? Как сделать его непохожим на зарубежных конкурентов? Наталья Абустина, генеральный директор Ассоциации «Деловой Клуб «Наука. Бизнес» на примере двух регионов рассказала Event LIVE, как территория работает для события и наоборот.

Территория для события

У нас был разный опыт рождения событий. Нам повезло работать в России - большая страна с разными по своему колориту, самобытными регионами. И вот эта самобытность выходит на первый план, если речь о формуле «территория для события», когда событие аккумулирует присущий конкретной территории смысл бытования и транслирует его, привлекая различные ресурсы: экспертные, материальные, интеллектуальные. Такое событие вплетено в ДНК территории, оно - её продолжение.

В 2016 году мы разрабатывали концепцию первого экономического форума янтарной отрасли AMBERFORUM по заказу АО «Калининградский янтарный комбинат». Событие проходило в городе Светлогорске Калининградской области, ряд событий проходил в посёлке Янтарный, где непосредственно добывают янтарь. Здесь карьер по добыче, здесь исторически сложившаяся школа обработки, художественные традиции, сосредоточение научной школы. Конечно, в рамках нашей страны мероприятие было локальным.

В Европе есть крупные площадки, посвященные янтарной тематике – это AmberMart и AmberRif в Гданьске, Польша, последняя в этом году прошла уже в 25-й раз. В Вильнюсе есть AmberTrip, который также в марте прошёл в 15-й раз. То есть это зрелые площадки с большой выставочной зоной. Считается, что в Гданьске задаются тренды ювелирного дизайна в янтаре, ежегодно там выпускают ТрендБук, который иллюстрирует эти последние тенденции, также там проходят показы новых коллекций. Ну и в целом украшения из янтаря с маркой Made in Poland одни из самых узнаваемых на зарубежном рынке. Наши производители на этих мероприятиях, к сожалению, пока не сильно представлены, хотя в этом году отрасль заметно продвинулась вперед, и отечественные янтарщики представили коллективный стенд под брендом «Сделано в России» на AmberTrip.

Новый подход

Почему мы не можем проводить подобные мероприятия у нас? В Калининград эти события сложно привезти хотя бы по причине того, что там нет площадки под масштабную выставку: большие площади, технологическое оснащение, логистика. Также есть некоторые сложности с таможенным оформлением выставочных объектов.

AMBERFORUМ (Международный экономический форум янтарной отрасли) – это российская площадка, которая на фоне своих европейских коллег довольно молода, к тому же она отличается по контенту, формату и составу участников. В этом году форум пройдёт в третий раз. Основной организатор – единственное в мире предприятие, добывающее янтарь в промышленных объемах, АО «Калининградский янтарный комбинат».

«Калининград-янтарь» – устойчивая внутрироссийская матрица, которую транслирует регион. Как показывают опросы и рейтинги по региональному брендингу, это работало давно и приносит результат сейчас. На самом деле, в Калининграде шли и идут выставки продукции из янтаря. Но на первом этапе мы своей задачей видели показать бренд янтаря не только в контексте ювелирных изделий и декора, а через призму региона и страны в целом, через разные социокультурные аспекты – культуру, искусство, новые арт-пространства, туризм, маркетинг, науку, образование – причем всё это на одной площадке. В отрасли занято множество людей, которые как раз по территориальному признаку занимаются различными направлениями, связанными с брендом янтаря.

Важным в этом проекте является приток новых интеллектуальных ресурсов, новых взглядов на работу с янтарём, об этом говорят многие эксперты, с которыми мы работаем в этой тематике. Под эти задачи выбирали формат и создавали контент, планировали анонсирующую кампанию, в которой мы также направляли активности на разные части аудитории.

Например, представителей культуры и искусства мы собирали в Екатерининском дворце в Царском селе - в том месте, где непосредственно располагается самый масштабный шедевр из янтаря – Янтарная комната. Сюда мы пригласили художников, которые участвовали в воссоздании комнаты, а участники посетили закрытые музейные фонды.



На первом этапе мы своей задачей видели показать бренд янтаря не только в контексте ювелирных изделий и декора, а через призму региона и страны в целом, через разные социокультурные аспекты – культуру, искусство, новые арт-пространства, туризм, маркетинг, науку, образование – причем всё это на одной площадке. В отрасли занято множество людей, которые как раз по территориальному признаку занимаются различными направлениями, связанными с брендом янтаря.

Цель - бренд региона

В этом году мы формируем деловую программу и партнёрскую интеграцию уже третьего Янтарного форума (AMBERFORUM - 2018), который также пройдёт в Светлогорске с 7 по 10 июня. Также мы разрабатываем собственный проект по янтарной тематике, запуск которого планируем на осень текущего года.

Каждый их четырех дней Янтарного форума имеет свою тему, вокруг которой сформирована сетка деловых мероприятий. Форум сопровождает выставка, культурная программа и аукцион по продаже крупных самородков янтаря. На каждый день мы привлекаем экспертный потенциал партнёров – профессиональных и общественных организаций, которые помогают нам глубже понять тему, найти лучших спикеров, поднять самые важные проблемы и определить, куда двигаться дальше. Например, во второй день форума центральной темой будет региональный брендинг. Мы планируем обсудить туристические проекты, связанные с янтарём, тему промышленного туризма, а также опыт других регионов и городов по продвижению своих преимуществ. Партнёрами дня мы пригласили стать Национальный туристический союз и Балтийскую ассоциацию промышленного туризма.

На мой взгляд, нам удалось сформировать насыщенную программу, интегрировать янтарь как бренд и как явление не просто в повестку различных отраслей, но главное – в технологическую повестку. Насколько формат практичен и эффективен, покажут уже итоги форума.

«У нас нет задачи в каждом городе создавать свои крупные площадки. Наша деятельность состоит в том, чтобы использовать имеющийся потенциал, имеющуюся инфраструктуру, сформировать ее как продукт, продвигать на международном уровне», - рассказал Алексей Калачев, директор Ассоциации «Национальное конгресс-бюро» в материале Event LIVE Конгрессная палитра регионов России: инвестиции в завтра

Событие для территории

В обратной парадигме «событие для территории» событие привозят в регион для решения определенных задач. Для этого можно сгенерировать новое событие, а можно привезти уже известное. В зависимости от ряда факторов, некоторые события приживаются на площадках, а некоторые нет.

Пилотный проект «Индустриальные туры», который мы запустили в 2016 году с городом Калугой, как раз был направлен на то, чтобы создать активность в регионе для специальной инвестиционной аудитории и журналистов. Формат такого мероприятия состоит из двух частей, первая - презентации города и региона или отдельного предприятия в Москве. Вторым этапом идет наглядное знакомство заинтересованной в конкретных площадках аудитории с городом на месте, с его возможностями для инвестирования, с командой, с которой предстоит работать. Конечно же, мы предусматриваем деловую и культурную программу, неформальное общение, организацию отдельных встреч и переговоров. Цель – достичь максимального эффекта от точечных коммуникаций. Получается своеобразный симбиоз промышленного, делового и инвестиционного туризма.

При подготовке такого проекта важный фактор – это аналитика. Цикл исследования в среднем составляет от 1 до 3 месяцев. Мы смотрим, какие компании планируют расширение производства, где хотят его локализовать, какие горизонтальные коммуникации могут возникать между отдельными российскими и зарубежными регионами. Основная задача - подобрать правильные компании для приглашения, поэтому постоянно нужно держать руку на пульсе.

В Калугу мы возили 15 представителей бизнес-сообщества и федеральные СМИ, также приехали представители Китая, Австрии, Финляндии. В рамках тура коллеги провели встречу с мэром города, посетили значимые производственные площадки.

Почему мы считаем, что такой формат работает? В поговорке «Лучше один раз увидеть…» есть свой смысл и правдивость. Например, один из туров с нами поехала представительница компании, которая уже довольно долго не могла принять решение о размещении в регионе. Но после ряда встреч и содержательной презентации объектов непосредственно на месте она уверенно приняла положительное решение.

Важно сказать, что мы не дублируем региональные корпорации развития, мы предлагаем свою площадку для диалога и развития дальнейших связей с применением нашего потенциала и возможностей. Более того, частично мы сами ищем ресурсное обеспечение на реализацию таких проектов. Сейчас мы ведем переговоры еще с несколькими регионами.



В прошлом году на участие в выставке AMBERMART в польском Гданьске подали заявки более 180 компаний из Польши, Литвы, Латвии, Германии и Италии - производители и дизайнеры ювелирных изделий из балтийского янтаря и поставщики цветных драгоценных камней. Посетили мероприятие более трех тысяч человек из 37 стран. Тематический диапазон обычно включает в себя ювелирные изделия из янтаря, золотые и серебряные украшения с драгоценными камнями, ювелирные изделия, предметы искусства и авангарда, жемчуга, витражи, декоративно-прикладное искусство и декоративные изделия.

Другая выставка в Гданьске - AMBERRIF – считается самой важной выставкой янтаря в мире и крупнейшим ювелирным событием в Центральной и Восточной Европе. Здесь бизнес встречается с искусством и наукой, рождаются творческие идеи и демонстрируются последние тенденции и технологии в ювелирном дизайне. В этом году гвоздем ярмарки станут тенденции и стили AMBER LOOK 2018 года, посвященные Янтарю и Моде.

Amber Trip в Вильнюсе

15-я выставка отметилась и выходом на новый уровень сотрудничества между Литвой и Россией в области янтарной промышленности. Впервые участие в мероприятии принял Российский экспортный центр, который единым кластером представил группу из 10 янтарных компаний Калининградской области. При этом ядро выставки составляют около 40-компаний «старожилов».Уникальной отличительной чертой Amber Trip называют то, что здесь активно помогают участникам решать организационные и юридические вопросы независимо от опыта их участия.

Что касается российских мероприятий, то летом прошлого года представители региональных властей Калининградской области, ювелиры и игроки конгрессно-выставочного рынка встречались с профильной Ассоциацией производителей и переработчиков янтарной отрасли. Тогда глава калининградской ювелирной компании Вячеслав Дарвин предложил организовать регулярное конгрессно-выставочное мероприятие янтарной отрасли на территории региона. При этом оно не должно конкурировать с существующим экономическим форумом янтарной отрасли, но должно достойно стать достойным конкурентом янтарным выставкам и форумам в Гданьске и Вильнюсе. Для этого эксперт предложил создать новый формат проведения экспозиционно- выставочной и событийной деятельности в янтарной отрасли. Участники встречи решили создать единую дорожную карту для разработки этого нового выставочного формата.


Источник: Event-live